Алиса и Лана (alifon) wrote,
Алиса и Лана
alifon

Салическая правда. Некоторые обычаи древнегерманских племен

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в V—VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе.

Салическая правда —  наиболее полный вариант кодекса тех времен. Замечу, что в этом документе кроме плохого, "варварского" латинского языка и счета на римские солиды и денарии,  римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами наиболее полно сохранившийся документ с закрепленными нормами  древне германского права.

«Салический закон» - памятник обычного права салических франков, первая кодификация их обычаев, правовой источник значительной части населения Франкского государства эпохи Меровингов.

Салическая правда составлена в конце V — начале VI века, предположительно, по инициативе Хлодвига I, в дальнейшем неоднократно дополнялась и перерабатывалась. Она утратила актуальность к X веку.

Термин «салический закон» означает также правило престолонаследия, восходящее к одному из положений этого кодекса.

В настоящее время салический закон в европейских монархиях, где он когда-либо применялся, постепенно сошел на нет. Попытки «модернизации» династических традиций в свете гражданского равноправия мужчин и женщин в Европе привели к тому, что сначала Швеция, затем Норвегия приняли законы, в соответствии с которыми право первородства распространяется и на дочерей монархов.


Пролог "Салической правды" начинается так:

Народ франков славный, творцом богом созданный, сильный в оружии, непоколебимый в мирном договоре, мудрый в совете, благородный телом, неповрежденный в чистоте, превосходный по осанке, смелый, быстрый и неумолимый, обращенный в католическую веру, свободный от ереси (имеется в виду арианство, распространенное среди вестготов и бургундов Южной Галлии). Когда еще держался варварства, по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие. Салический закон был продиктован знатными этого народа, которые тогда были его правителями.



Салическая правда указывает на наличие у франков разных социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. В этом историко-правовом источнике отчетливо прослеживается еще заметная роль у франков родовых отношений.

Например, в статье «О горсти земли» речь идет о человеке, который совершил убийство, но лишен средств достаточных для уплаты вергельда. Согласно обычаю, он должен 1. Собрать в своем доме, в четырех его углах, землю и, держа ее горсть в руке, выйти во двор усадьбы, за оградой которой собрались его сородичи. 2. Оборотившись к ним спиной, бросать в них эту землю, а затем в одной рубахе, без пояса и с колом в руке перескочить через ограду.
И тогда обязанность уплатить недостающую часть возмещения за убитого возлагается на тех, в кого неплатежеспособный убийца бросил горсть земли.

Не менее интересен и другой обычай:
Отказывающийся от родства, должен переломить «ветви мерою в локоть» и разбросать их на все четыре стороны, — это символизировало разрыв родовых связей. Делать это должно было в суде.



Перечислю только названия статей:

I. О вызове на суд. II. О краже свиней. III. О краже рогатых животных.IV. О краже овец.V. О краже коз. VI. О краже собак. VII. О краже птиц. VIII. О краже пчел.IX. О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту. X. О краже рабов. XI. О кражах или взломах, произведенных свободными. XII. О кражах или взломах, произведенных рабами. XIII. О похищении свободных.XIV. О нападениях или грабежах.
XV. Об убийствах или если кто украдет чужую жену. XVI. О поджогах. XVII. О ранах. XVIII. О том, кто обвинит пред королем безвинного человека. XIX. О порче. XX. О том, кто схватит свободную женщину за кисть или за палец. XXI. О краже лодок. XXII. О кражах на мельнице. XXIII. О самовольном пользовании чужим конем. XXIV. Об убийстве мальчиков. XXV. О прелюбодеяниях рабынь. XXVI. О вольноотпущенниках. ХХVII. О различных кражах. ХХVIII. О подстрекателъстве (на совершение преступления). XXIX. О нанесении увечий. XXX. Об оскорблении словами. XXXI. О заграждении пути. XXXII. О связывании свободных. XXХIII. О краже дичи. XXXIV. О краже изгороди. XXXV. Об убийствах или об ограблениях рабов. XXXVI. О четвероногих, если убьют человека. XXXVII. О преследовании по следам. ХХХVIII. О конокрадстве. ХХХIХ. О похитителях рабов. ХL. Если раб будет обвинен в воровстве. ХLI. О человекоубийстве скопищем. ХLII. О человекоубийстве скопищем.XLIII. О человекоубийстве скопищем. ХLIV. О reipus'e (как берут вдову замуж). ХLV. О переселенцах. XLVI. О передаче имущества. XLVII. О розыске. ХLVIII. О лжесвидетельстве. ХLIХ. О свидетелях. L. Об обязательстве. LI. О конфискации чужой вещи. LII. О займе. LIII. О выкупе руки от котелка. LIV. Об убийстве графа. LV. Об ограблении трупов.LVI. О неявке на суд. LVII. О рахинбургах (судебные заседатели). LVIII. О горсти земли. LIХ. Об аллодах (наследование земли). LX. О желающем отказаться от родства. LXI. О грабеже. LXII. О вире за убийство. LXIII. Об убийстве свободного человека в походе. LXIV. О прислужнике при колдовстве. LХV. Если кто отрежет хвост у павшего коня без ведома хозяина.

Даже простое изучение названий статей дает поверхностное представление о родовых связях, судебной системе и квалификации тяжести преступлений. Анализировать каждую статью не буду. Однако я хочу остановиться на наиболее интересных с моей точки зрения статьях:



LXIV. О прислужнике при колдовстве
§ 1. Если кто обзовет другого прислужником при колдовстве, т.е. пособником ведьм, или таким, про которого ходит слух, будто он носит котел, где ведьмы варят (свои снадобья), присуждается к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол.
§ 2. Если кто обзовет свободную женщину колдуньей, и не будет в состоянии доказать, присуждается к уплате 2500 ден., что составляет трижды 89 сол. (?)

Приб. 1-е. Если колдунья съест человека, и будет уличена, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
(Создается впечатление, что колдуньи составляли особую касту, к которой было очень противоречивое отношение в обществе).


ХLV. О переселенцах
§ 1. Если кто захочет переселиться в виллу к другому, и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться.

(Под термином "вила" понимается деревня свободных)

XXX. Об оскорблении словами
§ 1. Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате 3 сол.
§ 2. Если кто назовет другого грязным, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 3. Если кто — мужчина или женщина — назовет свободную женщину блудницей, и не докажет этого, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 4. Если кто назовет другого волком, присуждается к уплате 3 сол.
§ 5. Если кто назовет другого зайцем, присуждается к уплате 3 сол.
§ 6. Если кто обвинит другого в том, что он бросил (в сражении) свой щит, и не сможет доказать, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 7. Если кто назовет другого доносчиком или лжецом, и не сможет доказать, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.

Приб. 1-е. Если кто собьет с своего товарища головной убор, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол., или
возвратит ему такой же, или с 12-ю поклянется, что возвратит ему такой.

(Думаю, интересно узнать, какие именно слова и действия в древнегерманском праве признавались оскорблением)


XXV. О прелюбодеяниях рабынь
§ 1. Если кто совершит насилие над свободной девушкой, присуждается к уплате 63 сол.
§ 2. Если же кто будет иметь сношения со свободной девушкой по ее доброй воле, по обоюдному соглашению, присуждается к уплате
1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 3. Если какой-нибудь свободный будет иметь сношения с чужой рабыней, и будет уличен, присуждается к уплате господину
рабыни 600 ден., что составляет 15 сол.
§ 4. Если же кто будет иметь сношения с королевской рабыней, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.
§ 5. Если же свободный явно вступит в брак с чужой рабыней, он и сам вместе с ней должен стать рабом.
§ 6. Равным образом и свободная, если вступит в брак с чужим рабом, должна стать рабыней.
§ 7. Если раб причинит насилие чужой рабыне и вследствие этого преступления рабыня умрет, раб должен или уплатить
господину рабыни 240 ден., что составляет 6 сол., или же должен быть кастрирован. Господин же раба должен возместить стоимость
рабыни.
§ 8. Если же рабыня после этого останется жива, раб или должен получить 300 ударов плетью, или уплатить господину
(рабыни) 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 9. Если раб уведет чужую рабыню против ее воли, должен уплатить господину рабыни 120 ден., что составляет 3 сол.
 (Меня несколько удивило, что в главе "О прелюбодеяниях рабынь" пишут о сексуальных преступлениях в отношении свободных женщин. Именна эта статья четко указывает правовое положение женщины в древнегерманском обществе. Конечно же, если она не являлась наследницей богатых владений).

Tags: Лана-из-Чемодана, что в мире делается
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анненков Владимир: как сын декабриста стал судьей

    Прочла недавно очень интересную историю. Владимир Анненков родился в семье декабриста, когда тот был в ссылке в Тобольске. Кстати история любви…

  • Русское iptv

    Любите ли вы смотреть телевизор? Я вот люблю. Канал про охоту, рыбалку, дискавери всякие тоже. Ну еще новости поглядываю. У меня дома подключен…

  • (no subject)

    Мы решили до конца заменить рамы деревянные в квартире современными стеклопакетами. Пока выбирали, наткнулись на совершенно новый вид оконных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments