Алиса и Лана (alifon) wrote,
Алиса и Лана
alifon

Categories:

Настоящая ересь - это стремление к нравственной чистоте

Маленькое предисловие: Меня удивило, что пост про Дюрера вызвал столь живой интерес. Если честно, то писала больше для себя и Алиски.

В комментариях и в самой статье был мельком затронут вопрос Инквизиции. Сегодня пришло в голову, что Инквизиция окутана множеством тайн и суеверий. Появлению легенд мы обязаны Торквемаде, «Молоту ведьм», испанскому отделению Святой Инквизиции. Однако настоящая история этой организации остается за рамками дискуссий.


Эпиграф:
«При всеобщей нравственной распущенности Средних веков на аскетизм смотрели, как на проявление ереси. В 1220 г. одно духовное лицо из Шпейера было присуждено к сожжению как еретик за то только, что его проповедь побудила нескольких женщин начать вести скромную жизнь» (Генри Чарльз Ли).

Без Инквизиции не было бы Европы. Первая историческая кодификация норм инквизиционного права средневековья – «Саксонское зерцало», «Каролина».  И гимн инквизиционного права не «Молот ведьм», содержащий бредни одного фанатика по имени Якоб Шпренгер (его авторство до сих пор ставится под сомнение, так же как и фраза: «Убивайте всех. Господь разберется – кого в Ад, кого в Рай»), а именно «Каролина».

Особенность инквизиционного права состояла не в  том, как пытать ведьму, а в том, что бремя доказывания лежало на обвиняемом. Другими словами,  представитель духовенства, органов госвласти мог голословно обвинить любого.

Кажется, что все было настолько ужасно. Врать не буду – было ужасно. Средневековье – это не пасторальные картинки. Безграничная власть сюзерена. Бесконечная власть духовенства, которая на местах ограничивалась только нравственными устоями лица, назначенного в приход. Сделаю подсказку – платились огромные деньги, чтобы получить «хлебные» должности.

Духовенство жировало, разбойников ссылали в монастыри, христианская вера упростилась до нельзя: индульгенции, взносы, поборы, за грехи - прочитать молитву.

Церковь изначально служила благому делу – объединению земель Европы. Однако в средние века она была еще и крупнейшим политическим игроком, богатейшим землевладельцем.

Распространение и укрепление христианской веры в Европе привело к тому, что представители духовенства часто злоупотребляли своим саном. Свидетельства этому содержатся во многих папских буллах. Борьба против злоупотреблений велась и в самой церкви, но недостаточно.

Ереси стали ответом на чаянья простых верующих. Инквизиторы понимали, что духовная нечистоплотность вела к появлению феномена еретиков, но исполняли свой долг. Основное требование главных еретических учений - нравственная чистота служителя церкви, соответствие его жизни заповедям Христа, отрицание платы за крещение, евхаристию, отпевание.

Инквизиция появилась не как средство борьбы с ведьмами, а как средство борьбы с еретиками, которые расшатывали основы правления Римской Церкви. Борьба с ведьмами относится к периоду заката инквизиции.

Перечислю основные виды ересей (наиболее знаменитые):


Впервые антисацердотальную (антицерковную) ересь в 1106 году во Франции стал распространятьПетр Брюйсенский. На основе идеи, что на том свете будет каждому воздано по заслугам, он отрицал таинство крещения, евхаристию, отпевание, а значит и взносы прихода. Его сожгли в 1206 году.

Арнольдисты. Ученик Абеляра Арнольд Брешианский был обвинен в том, что разделял заблуждения учителя и считал, что таинства могут совершаться только руками непорочными и не оскверненными преступлением Он призывал мирян отбирать у церкви присвоенные ею привилегии и богатства. Однако от церкви его не отлучали, хотя часть жизни ему пришлось скрываться. В 1155 г. Фридрих Барбаросса вступил в Рим. Покровителям Арнольда было предложено выдать его. Духовный суд обвинил Арнольда в ереси. Затем его передали, как осужденного еретика, светской власти. Он не отрекся от своих убеждений. Ему оказали особую милость: повесили,  и лишь  потом  сожгли его труп.  Тайные общества арнольдистов образовались под именем «Бедных» и приняли учение. Примерно в 14-15вв итальянские арнольдисты слились с вальденцами.

Вальденцы. Основатель движения богатый купец Петр Вальдо. Вальденцы жили по принципам: всякая ложь есть смертный грех; всякая клятва, даже и перед судом, запрещена; пролитие крови человеческой всегда недопустимо, даже на войне и по приговору суда. Место и смерть Пера Вальдо неизвестны. Известно, что первые шаги по поприщу проповеди он начал 1170 году. Вальденцы участвовали в мировых дискуссиях с духовенством. Одновременно миссионеры подстрекали народ к разграблению церквей, неповиновению духовникам, что зачастую приводило к убийствам. Но вальденцы несли прежде всего высокие нравственные требования к христианину в массы. Число их последователей росло. В 1194 году есть первые упоминания о том, что их объявили еретиками. Самое главное в их учении требование к священнику и пастве – нравственная чистота. Вальденцы признавали, что вера без дел мертва, но добрые дела суть благочестие, раскаяние, любовь к ближнему и справедливость, а не хождение по святым местам, механическое совершение обрядов, сооружение церквей и почитание святых. Есть упоминания о вальденцах в 1404 году. Известно, что Община Чешских Братьев в 1467 г обратились к вальденскому епископу Стефану с просьбой посвятить им первых епископов.

Манихейцы и павликиане. Это секты, которые появились с зарождением христианства. Их учение основана на принципе дуализма. В учении павликиан два равносильных начала: Бог и Сатана.   Первый был творцом мира невидимого, духовного и вечного, а второй – мира видимого, вещественного и тленного. Иегова Ветхого Завета – это Сатана, а пророки и патриархи – его темные слуги, и поэтому надо отвергнуть все книги Ветхого Завета.  Переселение души обеспечивает награду добрым и наказание злым. Таинства признавались не имеющими никакого значения.

Катары продолжатели традиций павлкианства. Они отрицали весь церковный строй как нечто бесполезное. Они называли Римскую Церковь синагогой Сатаны. Отрицали десятину. Они были аскетами. На основании осуждение ими брака, запрещения мяса и произнесения клятв их  привлекали к суду инквизиции. Катары, повешенные в Госларе в 1052 г., даже и у виселицы отказались зарезать цыпленка. Позже,  в XIII в. это испытание считалось верные средством узнать еретика. Катарская ересь была очень распространена. Героизм катаров при упорстве в своей вере вызывал уважение и привлекал сторонников. Многие священники церкви были обращены ими в ересь. В связи с тем, что катары старались всегда говорить правду, у них самый длинный список сожженных на кострах.
Как ни странно, но учение катар  не получило  особого распространения в Германии и Англии – миссионеров просто отлавливали и казнили.  Но в  Италии было много их последователей.  Их учение приняли. Именно там появилось еще одно название катар – альбигойцы. В начале появления ереси Римская Церковь издавала осуждающие буллы, но старалась не трогать духовенство катар. Несмотря на то, что Церковь имела власть духовную официальную, катары были популярны и население, дворяне не хотели быть орудием в борьбе с теми, кто своим благочестивым образом жизни вызывал искреннюю симпатию.

Важнейшей вехой в борьбе с катарами было сражение с герцогом Раймундом (Франция), который дал приют сторонникам катарской ереси.  Великий четверг 12 апреля 1229 г. -  день окончания этой долгой войны (почти 20ть лет). В её основе была банальная борьба за земли. Катары, по сути, стали предлогом. Герцогские земли в итоге длинных манипуляций с правом наследования  отошли короне.
*********
Начало инквизиции. Доминиканцы и францисканцы

Не смотря на то, что Доминик и Франциск проповедовали аскетизм, их не только оставили в лоне Церкви, но и приблизили к папскому престолу. Доминиканцы и франсисканцы не критиковали Церковь, но вели аскетический образ жизни. Они с успехом влились в политические церковные интриги. Еще до основания инквизиции представители этих орденов выполняли  поручения по сбору разведданных, оглашали церковные указы. Также они принимали участие в крестовых походах. Формально ведение расследований было поручено доминиканцам в 1249 г.

Началом инквизиции считается Латеранский собор 1215 г. Главная задача инквизиторской деятельности – преследование еретиков. Деятельность эта высоко оплачивалась, но содержание инквизиторов было возложено как на местную церковную епархию, так и на муниципальную власть. Доминиканцы и франсисканцы стали основными поставщиками административно-управленческого кадрового состава инквизиции.


Финансовые основы инквизиции

Изначально конфискация имущества еретиков не была нормативно закреплена. Инквизиция занималась искоренением ереси.

Большой Турский собор в 1163 г. предписал всем светским князьям заключать еретиков в тюрьму, а имущество их конфисковать.

Нередко чиновники позволяли еретикам за взятки сохранять часть имущества и осуждали на костер несчастных с единственной целью захватить их имущество и с особым старанием разыскивали повсюду, что бы конфисковать. Сразу же еретиками оказались ростовщики и купцы, дававшие деньги под заем, т.к. считалось, что еретик не мог законно делать долги.

Постоянное преследование еретиков опиралось именнно на конфискации. Например., в 1337 г. обязанность бальи по делам конфискаций за ересь в Тулузе была довольно прибыльная, и желающих занять ее находилось много:  за 1336 г. эта должность дала прибыль в шестьсот сорок ливров десять су.

Инквизиторы были неподсудны светским судам, даже простой писец имел неограниченные права.

Многие папские буллы того времени были направлены на борьбу с аморальностью священнослужителей и инквизиторов: 1249 г. папа Иннокентия IV требовал, чтобы сократились злоупотребления среди служителей инквизиции и их число соответствовало действительной надобности в их услугах. В 1321 г. Иоанн XXII упрекал ломбардских инквизиторов за то, что их вооруженные слуги совершали убийства и угнетали, обирали жителей.

В 1346 г. во Флоренции состоялся церковный суд, на котором обвинялся инквизитор. Ему инкриминировалась продажа разрешения на ношение оружие более чем двумстам пятидесяти лицам, с целью извлечения выгоды. Произнесите вслух: около тысячи флоринов золотом ежегодного дохода. Представляете?



PS: Про ведьм и Ордена расскажу попозже. Но сначала домучаю статью про "Меланхолию".





Tags: Лана-из-Чемодана
Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments