Алиса и Лана (alifon) wrote,
Алиса и Лана
alifon

Categories:

Символы в картине Ларса фон Триера "Меланхолия"

Приношу свои извинения читателям, что столь долго писала эту статью. Надеюсь, мне послужит оправданием то, что я пыталась осмыслить фильм с разных точек зрения и привести впечатления к единому знаменателю (очень уж они были разрозненные).
****************************
http://alifon.livejournal.com/946228.html#t11690292 Алхимические и масонские символы в литографии Дюрера "Меланхолия"
http://alifon.livejournal.com/947800.html (начало статьи)

Меланхолия очень сложный фильм. Оценка:  100 из 10. Не из восхищения. Просто слишком много идей вложено в этот фильм, слишком много интерпретаций, образы сменяются авторской линией, красивые пейзажи - потрясающей съемкой диалогов. Но всего с избытком.  Думаю, что из этого фильма можно было бы без особых усилий создать 10ть фильмов, поэтому 100 из 10. Например, у меня есть ощущение, что «Меланхолия» Ларса фон Триера оказала влияние на создателей «Головоломки», т.к. происходящее в голове главной героини одна из основных линий в фильме фон Триера. И, если в «Меланхолии» автор оставляет подсказки в фильме, то  в «Головоломке» сюжет прямолинеен и иному толкованию не подлежит.



Ларс фон Триер характеризует свою картину так: «Если бы я писал режиссерское заключение на Меланхолию, полагаю, оно было бы отрицательным. В первую очередь, я бы подчеркнул слабые стороны картины. Пожалуй, я создал фильм, который мне не нравится. Количество всевозможных клише и того, что можно назвать эстетством, здесь переходит все границы – при любых других обстоятельствах я бы держался от такого подальше. Надеюсь, что все-таки под этим слоем скрывается то, к чему я действительно испытываю симпатию. Меланхолия напоминает мне те картины Висконти, которыми я всегда восхищался: у них вкус взбитых сливок, поверх которых лежит еще один слой взбитых сливок. Правда, я все же переборщил, сопроводив картину музыкой Вагнера.»

Думаю, про отрицательные стороны художник сообщил уважаемой публике образно, ярко и со вкусом.

А вот про положительные скромно умолчал.

Как я уже писала,  если смотреть «Меланхолию» не через призму сопереживания главной героине, пытаясь понять перипетии сюжета, а использовать для анализа инструментарий символики, принятой в странах Западной Европы, то фильм раскрывается с совершенно неожиданной стороны.

Именно рассматривая фильм через символику, образы, характерные для масонов, современных направлений эзотерического христианства, я пришла к неожиданным выводам.
Например, в Сети было много споров о чем именно фильм. Я считаю, что фильм повествует о том, как на уровне сознания и подсознания воспринимается один и тот же жизненный отрезок разными личностями.

Первая часть – про Жюстин, а вторая про Клэр.

Красивые картины в начале фильма – это своеобразная аннотация всего фильма. У заставки двойная функция – шокировать зрителя, заинтересовать и удержать у экрана. А тем, кто понимает символизм в этой картине, представляются главные действующие персонажи – Душа (Жюстин), Сознание второго уровня (сын Клэр), Воля (Клэр).

Именно в этой заставке содержится смысловая линия, связующая «Меланхолию» Дюрера и «Меланхолию» фон Триера. Например, помните солнечные часы на гольф-площадке? Часы имеют опосредованное значение. А вот тень от них. Тень от часов имеет форму циркуля, одного из важных символов масонства.

Меланхолия всегда считалась признаком творческой личности. Её покровителем является Сатурн.

Я не буду пересказывать сюжет, чтобы не утомлять читателей. Просто перечислю символы, которые использовались художником, чтобы отобразить происходящее в голове у Жюстин:

Антарес: страж западных ворот мира, через которые в некоторых мистических учениях проходили посвященные, чтобы ритуально закрепить повышение своего духовного уровня.

Жюстин (Мятущаяся душа творческого человека)
1. Образ непорочной невесты.  Дан комично - переизбыток розочек, пампезность события вызывают недоумение.
2. Вавилонская блудница.

Именно в этих испостасях Жюстин контактирует с окружающими: то непорочная, то погружающая всех, кто вокруг в мрак и пучину.

Жених при такой трактовке образа перестает спасителем. Впрочем, также как и по дополнительной сюжетной линии отец Жюстин.

Мать - мудрость. Мудрость злая, уставшая. Ушедшая из жизни Души.

Комета - символ новой жизни, перехода на новый уровень. Потому что, согласно некоторым мистическим доктринам, прежде, чем перейти на новый уровень, все внутри должно сгореть.

Черный конь Авраам. Это может быть и символом черной животной страсти, и животных инстинктов.

Свадьба, гости - это только антураж. События, которые оказали влияние на развитие кризиса и стремление к духовному совершенствованию.

(Напомню, что фильм - это отражение внутренних ощущений героев, в которых внешние воздействия имеют опосредованную роль).

В конце первой части Жюстин, выезжая на Аврааме произносит: "Антареса больше нет".

Другими словами, её перерождение произошло.

Вторая часть несколько сложнее.

Мы видим тот же дом. Но роли в нем изменились. О духовном кризисе и переходе на новую ступень развития нам повествуют от лица Клэр.
В этой части роль разума (повседневности) и воли исполняет уже муж Клэр. Душа - Жюстин, воля - Клэр, а сын Клэр - разум, открытый для нового. Интересная деталь - сын Клэр не ходит.

Клэр гораздо более приземленная, чем сестра. Поэтому восприятие более бытовое.

Жюстин вначале предстает в роли Ангела со сломанными крыльями, злого и сердитого от приземленности сестры.

Муж Клэр весь фильм носит в себе знание о неизбежности столкновения с Антаресом, но только в конце фильма умирает в загоне у черного коня по имени Авраам.

Перерождение происходит, когда умер разум и Душа взяла бразды правления в свои руки. И только мятущаяся воля, отягощенная знаниями о реальности, мешает и боится новых знаний. А знания о новом пути неизбежны.


Что хотел сказать нам Мастер? Не знаю.
С одной стороны хорошо показано, что человек, находящийся в депрессии увлекает за собой в пучину тех,  кто его любит.
С другой стороны, депрессия, выгорание человека - это шаг на новую ступень развития. Фильм заканчивается, не рассказав, в принципе ни о чем. Много идей, которые "пересластили" фильм донельзя.


Но все же Ларс фон Триер хороши тем, что  приглашает к размышлению, но не навязывают точку зрения. У каждого свой путь, каждый может интерпретировать фильм с вершины своего жизненного опыта или оперировать символами...

Впрочем, смотреть его я не советую.

PS: Я постаралась обойтись без мистики при изложении своей точки зрения (хоть удержаться было сложно). В анализе я придерживалась границ, которые поставил мастер в своих интервью.




Tags: Лана-из-Чемодана
Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments